Моя работа в офисе была ужасна своими совещаниями. У нас были каждый день совещания. «Давайте покрасим баннер в зеленый цвет», «Вася пукнул при рекламодателе, не испортит ли это имидж пирамиде бренд». Владелец проекта поддерживал такие совещания, он любил бои на них. Даже внутри делал ставки.
В 2008 году я ушел создавать свои проекты. «Я могу в зеленый красить баннеры, я могу создавать сайты, я не должен совещаться, я не должен какие-то гайды соблюдать». Анархия. На тот момент у меня был опыт продвижения 6 лет. Мы смогли разогнать FashionTime, его рекламные площади продавались на эксклюзиве через самого крупного тогда медиасселера – Imho vi. Я хотел все делать сам. Я не понимал, что если в офисе тебя сношают пара человек, то при собственном бизнесе тебя имеют разные клиенты.
Я стал создавать тоннами сайты. Я создал Butik2.ru, Luxury2.ru и 150 сайтов по метро. Последний проект был сильный с идейной точки зрения. Под каждую станцию метро купили домен. Взяли контент с желтых страниц. И чтобы нагнать народ, сделали конкурсы на этих проектах. Назывался он «Стань мисс своего района, и мы тебя разместим в шапку проекта». То, что посещаемость сайта была человек 10, это никого не волновало. Я потом понял, что, когда ты создаешь интересный конкурс, многим участникам не жалко времени, даже стать мисс сайта из 10 человек.
Поэтому у нас даже были «Мисс Динамо». Некоторые пошляки думают, что это как-то связано с психологией отношений, но это ни фига не так. Мисс Динамо – это была девчонка, которая просто согласилась поучаствовать в конкурсе красоты и в конкурсе самых клевых людей, которые живут около метро «Динамо», она была выбрана. Также была мисс Владыкино, мисс Петровско-Разумовская. Мы выбрали много мисс, опубликовали контента какое-то количество.
Кстати, тогда мы придумали такие добрые новости. Мы понимали, что новостей у нас нету. Писать, как какие-нибудь районные издания типа «Звездный бульвар», мы не можем, потому что они очень нудно пишут. Они пишут: «Сегодня у помойки 45 была встреча с префектом». Это же нудятина, это вообще невозможно читать. Поэтому мы сами придумали новости. Чтобы нас не обвинили во вранье, мы придумали добрые новости. Например, «В метро на Бровицкой в толпе был рожден ребенок. Это был счастливый человек». На самом деле это было похоже на такие маевки старого времени. В общем, естественно такие идиотские проекты, как 150 сайтов метро тогда, рухнули. Мы сделали эти сайты за $1000 у хорошего программиста, нашего друга из предыдущего офиса.
В общем, из всех проектов больше всего выстрелил Butik2.ru, это социальная сеть по шоппингу, так мы его назвали. Мы смогли хорошо прооптимизироваться в SЕО, привлечь недорогой трафик из контекстной рекламы, привлечь 150 экспертов по стилю.
Эти девушки консультировали онлайн по фотографии, какие стрижки подойдут пользователям нашего сайта.
Основная бизнес-модель нашего проекта была продажа кликов с сайта. Мы делали рекламные тизеры и клики с ним продавали fashion-ретейлерам. Потом мы продавали клики с луков. И еще успешно сотрудничали с закрытыми клубами. Мы им отгрузили порядка 3,5 миллиона кликов.
Мы вложили на входе $25 000, на выходе получили $100 000. Конечно, не гипербольшие деньги, но тогда это было чувство управления, что ты рулишь, что ты такой свободный и независимый. Ездишь по пустыне интернета, смотришь на этих бедных людей в офисах, а ты просто генерируешь лиды и тебе клево. Естественно, любой такой вот оргазм от свободы длится ограниченное количество времени. Основные клиенты в то время были те, кому нужны были регистрации. По кликам народ стремался покупать, потому что мы все-таки стали делать бизнес свой в 2008 году и рассчитывали на модель. Помните я рассказывал про идиотскую модель, когда ты повесил Феррари и тебе вешают баннер? А в 2008 году, помните, что грянул кризис и все стали денежки держать в носочках, в лифчиках, поэтому не все спешили нам быстрее отдать деньги. Поэтому пришлось работать по регистрациям.
В то время была модная история – закрытые клубы покупателей. В них контент представлялся по доступу. Тогда Оскар Хартман создал свой «Купивип». Параллельно ещё создавались другие закрытые клубы, и эти клубы платили за регистрации. Они платили тебе за то, что от тебя пришел человек и зарегистрировался на их сайте. Это стоило тогда порядка 70 рублей. В день мы могли делать по 300 таких заявок. Тогда кликабельность таких тизеров была огромная. Это было прикольное время. Ты делаешь под них рекламные тизеры, ты пишешь тексты; ты видишь, что какие-то превращаются в регистрации, – ты их больше делаешь; какие-то не превращаются – ты их отключаешь. Ты хозяин своей судьбы.
Но недолго музыка играла. Эти клубы, которые работали за лиды, стали умирать. Просто стали умирать. Я помню, у меня порядка трех основных клиентов формата shop deluxe, brands to brands умирали прямо на глазах. Они приходили и говорили: «Все, вы знаете, мы повременим с рекламой».
Я все время комплексовал, думал, что мы что-то не то сделали, что-то не так написали, что-то мы лишнее сделали, больше отгрузили. Но после того как они говорили, что не будут размещать рекламу, уже через 2–3 недели их менеджеры сообщали: «Вы знаете, мы просто будем в другом месте работать, мы будем с вами друзьями».